РАЗДЕЛ IV. Концептуальные основы развития школы
4.1. Миссия школы
Миссия школы заключается:
- В обеспечении качественного образования и успешной социализации всем категориям детей, обучающимся в школе (детям с нормальным уровнем развития, способным и одаренным детям, детям с ОВЗ, детям с отклонениями в поведении, детям, находящимся на лечении в санаториях)
- В продолжении работы по созданию на базе школы центра возрождения, сохранения и развития культуры и традиций села Великое, воспитания гражданина и труженика села.
4.2. Ключевые идеи развития школы.
- Главная системообразующая идея дальнейшего развития школы – это реализация человекоориентированного подхода в образовательной деятельности начального, среднего, старшего звена школы. Данный методологический подход предполагает системный учет и эффективное использование в процессе обучения, воспитания, развития детей как наследственных (биологических) компонентов индивида, так и приобретенных при жизни социальных элементов личности.
- Из главной системообразующей идеи вытекают другие ключевые идеи
а) Организационно-психологическая идея профессионально-грамотного психолого-педагогического сопровождения каждого ученика школы с первого по одиннадцатый класс, с учетом его темперамента, уровня особенностей психических процессов, уровня практического опыта, направленности личности, особенностей потребностей, характера, способностей, «я-концепции» .
б) Идея такой организации образовательной деятельности школы при которой содержание, технологии, формы , методы, средства обучения, воспитания и развития, образовательная среда школы будут направлены как на выполнение новых образовательных стандартов, так и на удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика, выполнение социального заказа семьи;
в) Идея непрерывной, последовательной подготовки каждого ученика к успешному жизненному и профессиональному самоопределению, исходя из особенностей сформированности личностных сфер ученика, его______ потенциала, выявленных склонностей, способностей, возможных проблем.
г) Идея формирования действенно-практических качеств личности, необходимых для жизни в условиях села
д) Идея использования культурно-исторического наследия села Великого, его традиций, особенностей сельской жизни, результатов туристско-краеведческой работы, проводимой в школе, для формирования у детей общекультурного наследия, ценностей и традиций Малой Родины, норм и правил охранно-сберегающего отношения к природе, воспитание чувств патриотизма, правильной гражданской позиции, развитие морально-нравственных, эстетических, коммуникативных качеств личности.
4.3. Организационно-педагогические принципы, реализуемые в школе.
Великосельская средняя общеобразовательная школа развивается в соответствии с главной и другими ключевыми идеями программы, определяющими стратегию ее дальнейшего развития, единой логикой построения образовательной деятельности школы во всех звеньях. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:
- Принцип системности. Он предполагает, что школа – это единое образовательное учреждение, все звенья которого подчинены главной цели: получение каждым школьником качественного образования, подготовке к его успешной социализации, правильному выбору будущей профессии. Все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители осознают цели и задачи, разделяют ценности, определяющие содержание деятельности школы и последовательно их реализуют на каждом возрастном этапе.
- Принцип оптимального использования особенностей сформированности сущностных сфер каждого ученика при проектировании и организации образовательной деятельности учащихся на каждом возрастном этапе их развития.
- Принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за полученные промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения. Он предполагает постепенное увеличение времени активной самостоятельной работы учеников на уроках и во внеурочное время по мере приобретения ими предметных компетентностей, навыков самостоятельной работы, а также плавный переход от оценки эффективности самостоятельной работы, определяемой учителем, к самооценке, рефлексии, результативности работы, определяемой учеником. Данный принцип устанавливает, что по мере взросления учащихся каждый из них должен иметь свободу выбора в определении содержания предметных областей (согласно государственному стандарту, горизонтального обогащения, углубленного изучения); максимальный доступ к информационным образовательным ресурсам, имеющимся в образовательном пространстве школы; свободу выбора технологий, методов, форм и средств с учетом особенностей индивидуального образовательного профиля ученика, индивидуального темпа обучения.
- Принцип формирования устойчивой внутренней мотивации учащихся школы. Он предполагает, что для качественного обучения, воспитания и развития всех категорий учащихся школы, необходима каждодневная кропотливая системная работа по формированию у учащихся устойчивой внутренней мотивации к процессу и результату их образовательной деятельности. Ибо недостаточная внутренняя мотивация или полное отсутствие ее порождает бездеятельность ученика. Этот принцип устанавливает ряд требований к организации образовательной деятельности в школе:
- Знание педагогами и родителями задатков, способностей, склонностей, интересов, потребностей каждого учащегося школы;
- Создание многоплановой, насыщенной образовательной среды;
- Доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;
- Высокая профессиональная компетентность членов педагогического коллектива;
- Умение подобрать эффективные приемы, методы, средства мотивации к каждому ученику;
- Соблюдение педагогами и родителями основных правил, норм педагогической этики при взаимодействии с учащимися, недопущение физического и психического насилия;
- Принцип комплексного психолого-педагогического сопровождения. Он предполагает, что в школе должна быть организована психолого-педагогическая служба, оказывающая регулярную помощь и поддержку всем категориям детей, обучающимся в школе, их родителям, педагогам в процессе их образовательной деятельности. Деятельность членов психолого-педагогической службы должна опираться на следующие подпринципы: опора на обучаемость и обученность ученика, учет и соблюдение личных образовательных, профессиональных интересов и планов учащихся, вариативность и гибкость обеспечения субъектной позиции ученика, непрерывность и системность к преемственности сопровождения образовательной деятельности.
- Принцип компетентностного подхода. Он предполагает, что организация образовательной деятельности, промежуточные и итоговые ее результаты должны опираться на выполнение ФГОС, четыре основных компонента каждой компетентности: мотивационной (я хочу это делать), знаниевой (я знаю, как это сделать), действенно-практической (я могу это сделать), морально-нравственной (это надо сделать).
Принцип культуросообразности. Он предполагает непрерывное, последовательное выполнение основных компонентов духовной культуры сельского школьника: вечных общечеловеческих ценностей, культурно-исторических ценностей Малой Родины, патриотизма и гражданственности, культуры труда, быта, общения сельского жителя.
4.4. Модель выпускника начального общего образования.
- I. Уровень обученности:
- Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать – необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Освоил общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов (например: информатика, иностранный язык и т.д.)
- Овладел соответственно возрасту основными видами универсальных учебных действий:
- регулятивными:
а) умением учиться и способностью к организации своей деятельности (принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности);
б) сформированности согласно возраста целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
- учебно-интеллектуальными умениями и навыками:
а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;
б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;
в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);
г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);
д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):
- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)
- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).
Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.
- учебно-информационными умениями:
а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;
б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;
в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;
г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.
- учебно-организационными умениями:
а) владеть гигиеной учебного труда;
б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;
в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;
г) рационально осуществлять домашнюю работу;
д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).
II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:
- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);
- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;
б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.
- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.
- III. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.
Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);
б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;
в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;
г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;
д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;
ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;
з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.
- IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:
- Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.
- Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).
- Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.
- уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.
- Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.
- V. Уровень сформированности культуры личности:
- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;
- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);
- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;
- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.
4.5. Модель выпускника основной общеобразовательной школы
Уровень обученности; сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования:
- Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана
- Освоил на повышенном уровне сложности (или углубленном) учебные программы по предметам
- Освоил профессиограммы и психограммы пяти основных направлений классификации и систематизации профессий: человек-природа, человек-психика, человек-знаковая система, человек-человек, человек-художественный образ.
- Овладел следующими универсальными учебными действиями:
1) Регулятивными
- Основами самостоятельного целеполагания как постановками учебных и жизненно важных задач при организации образовательной и других видов деятельности
- Умениями и навыками планирования как определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составления развернутых планов и последовательности действий
- Навыкам прогнозирования как предвосхищения результата своей образовательной и других видов самостоятельной деятельности
- Навыками контроля и самоконтроля как сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- Коррекцией как внесением необходимых дополнений и корректировок в план и способы действия в случае расхождения эталона, реального условия и его результата
- Навыками оценки как выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено, сделано, и что еще нужно усвоить, сделать, осознания качества и уровня освоения сделанного
- Умениями саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
2) Познавательными универсальными действиями
А) общеучебными:
- самостоятельным выделением и формулированием познавательной цели
- поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- структурирования знаний
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из просматриваемых текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-деловых стилей.
- Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера
- Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая)
Б) логическими универсальными действиями
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
- Обобщение и систематизация
- Подведение под понятие
- Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
- Доказательства
- Выдвижение гипотез и их обоснование
3) Коммуникативными действиями:
- Умение слушать и вступать в диалог
- Участие в коллективном обсуждении проблем
- Интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов.
- Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
- Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- Соблюдение традиций, этикета.
4) Личностными действиями
А) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование
- Сделал выбор познавательного профиля для обучения в старшем звене общеобразовательной школы или профессиональный выбор для обучения в среднем профессиональном учебном заведении
- Сформирована положительная Я-концепция, устойчивая внутренняя мотивация к познавательной и другим жизненно необходимым видам деятельности
- Заложены основы гражданской идентичности:
Когнитивного компонента
ü Имеет исторические и географические представления о России, своей малой родине, ее достижениях, культурных традициях, представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знает государственные границы и символику (герб, гимн, флаг), государственные праздники.
ü Знает основные права и обязанности гражданина, меру ответственности за последствия и поступки в пределах, определяемых нормами государства и общества
ü Имеет представление об общекультурном наследии России, своей малой родины, традициях.
ü Знает основные моральные нормы, нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты
ü имеет чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю, культурные и исторические памятники
ü обладает эмоционально-положительным принятием своей этической идентичности, уважает другие народы России, имеет межэтническую толерантность.
ü Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпим к любым видам насилия.
ü Уважает ценности семьи, обладает оптимизмом в восприятии мира.
Деятельностный компонент
ü Участвует в пределах возрастных компетенций в школьном самоуправлении
ü Выполняет нормы и требования школьной жизни, обязанности ученика
ü Выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебной деятельности
ü Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире, посещает театры, музеи и другие культурно-образовательные центры.
ü Имеет реальную устойчивую самооценку о себе, своих качествах, возможностях, способностях, своем месте в мире
ü Владеет личностной саморегуляцией, основанной на самооценке
Нравственно-этическая ориентация
ü Следует моральным нормам и гордится этим, испытывает чувство стыда и вины при их нарушении
ü Выполняет социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, форм обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах общественной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности).
ü Имеет индивидуальные предпочтения и приоритеты в организации собственной жизнедеятельности (следует индивидуальным суточным биоритмам, режиму дня, соблюдает и учитывает семейные правила, знает свои особенности восприятия, обработки и переработки информации, свои сильные качества и возможные пробелы)
ü Имеет развитое чувство эмпатии и сопереживания, отзывчив, внимателен, доброжелателен, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.
Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья
Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения
1) Знание и соблюдение норм здорового образа жизни
2) Знание и соблюдение правил личной гигиены
3) Знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа
4) Знание особенностей физического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма.
5) Знание и владение основами физической культуры человека.
Уровень сформированности культуры личности
ü Культура внешнего вида, одежды, жилища, рабочего места
ü Экологической культуры
ü Восприятие, понимание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества для формирования чувств прекрасного, эстетических чувств.
4.6. Модель выпускника средней (полной) школы.
- I. Уровень обученности, сформированности ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности.
- Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана на уровне образовательных стандартов.
- Освоил на повышенном (углубленном) уровне сложности учебные программы по выбранным предметам.
- Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне способном обеспечить успешное обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.
- Овладел на уровне требований образовательного стандарта к выпускнику средней школы следующими универсальными учебными действиями:
- Регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция и т.д.)
- Познавательными (общеучебными, логическими, проблемно-творческими)
- Коммуникативными (Умение слушать; вступать в диалог, полилог; строить продуктивное взаимодействие с участниками социума по различным проблемам; разрешать конфликты; управлять поведением партнера; владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).
- Личностными:
- Сформирована положительная «Я – концепция», устойчивая внутренняя мотивация к познавательной и другим жизненно-необходимым видам деятельности;
- Имеет устойчивую, реальную самооценку своих качеств, возможностей, способностях, своем месте в мире;
- Владеет личностной саморегуляцией, основанной на самооценке;
- Выполняет моральные нормы, правила в отношении взрослых, сверстников, семьи;
- Придерживается социальных стандартов поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (нормы поведения в общественных местах, нормы этикета в различных сферах общественной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности;
- Имеет развитое чувство эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость, внимательность, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается;
- Владеет когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной, деятельностной компонентами гражданской идентичности, содержание которой прописано в модели выпускника основной школы.
II. Уровень ключевых компетентностей, связанных с физическим развитием и сохранением здоровья
Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения (опасности курения, алкоголизма, наркомании, правил дорожного движения, поведения на природе, оказание первой помощи при травмах и других ситуациях, соблюдение правил личной гигиены, знание особенностей физического развития своего организма, типа нервной системы, особенностей темперамента, сердечного биоритма, знание и владение основами физической культуры человека.
III. Уровень сформированности деятельностно – практических компетентностей, необходимых для жизнедятельности в условиях села.
- Владение умениями и навыками по работе с деревом, металлом, строительными материалами, тканью, необходимых для сельской жизни;
- Умеет обращаться с сельхозмашинами, ручными, механизированными орудиями труда, необходимыми при работе с землей, владеет другими видами сельского труда;
- Владеет агротехническими навыками по уходу за сельскохозяйственными растениями, правилами ухода за животными.
IV. Уровень сформированности культуры.
- Владеет культурой внешнего вида, одежды, домашнего быта, рабочего места;
- Владеет нормами и правилами охранно-бережного отношения к природе, культурой сохранения здоровья;
- Способен к восприятию, пониманию, наследованию ценностей народного изобразительного творчества, литературы, искусства, музыки, живописи;
- Уважение к истории, традициям, нравам нашей страны, родного края.