РАЗДЕЛ IV. Концептуальные основы развития школы

РАЗДЕЛ IV. Концептуальные основы развития школы

4.1.  Миссия школы

Миссия школы заключается:

  1. В обеспечении качественного образования и успешной социализации всем категориям детей, обучающимся в школе (детям с нормальным уровнем развития, способным и одаренным детям, детям с ОВЗ, детям с отклонениями в поведении, детям, находящимся на лечении в санаториях)
  2. В продолжении работы по созданию на базе школы центра возрождения, сохранения и развития культуры и традиций села Великое, воспитания гражданина и труженика села.

4.2.  Ключевые идеи развития школы.

  1. Главная системообразующая идея дальнейшего развития школы – это реализация человекоориентированного подхода в образовательной деятельности начального, среднего, старшего звена школы. Данный методологический подход предполагает системный учет и эффективное использование в процессе обучения, воспитания, развития детей как наследственных (биологических) компонентов индивида, так и приобретенных при жизни социальных элементов личности.
  2. Из главной системообразующей идеи вытекают другие ключевые идеи

а) Организационно-психологическая идея профессионально-грамотного психолого-педагогического сопровождения каждого ученика школы с первого по одиннадцатый класс, с учетом его темперамента, уровня особенностей психических процессов, уровня практического опыта, направленности личности, особенностей потребностей, характера, способностей, «я-концепции» .

б) Идея такой организации образовательной деятельности школы при которой содержание, технологии, формы , методы, средства обучения, воспитания и развития, образовательная среда школы будут направлены как на выполнение новых образовательных стандартов, так и на удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика, выполнение социального заказа семьи;

в) Идея непрерывной, последовательной подготовки каждого ученика к успешному жизненному и профессиональному самоопределению, исходя из особенностей сформированности личностных сфер ученика, его______ потенциала, выявленных склонностей, способностей, возможных проблем.

г) Идея формирования действенно-практических качеств личности, необходимых для жизни в условиях села

д) Идея использования культурно-исторического наследия села Великого, его традиций, особенностей сельской жизни, результатов туристско-краеведческой работы, проводимой в школе, для формирования у детей общекультурного наследия, ценностей и традиций Малой Родины, норм и правил охранно-сберегающего отношения к природе, воспитание чувств патриотизма, правильной гражданской позиции, развитие морально-нравственных, эстетических, коммуникативных качеств личности.

4.3. Организационно-педагогические принципы, реализуемые в школе.

Великосельская средняя общеобразовательная школа развивается в соответствии с главной и другими ключевыми идеями программы, определяющими стратегию ее дальнейшего развития, единой логикой построения образовательной деятельности школы во всех звеньях. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

  1. Принцип системности. Он  предполагает, что школа – это единое образовательное учреждение, все звенья которого подчинены главной цели: получение каждым школьником качественного образования, подготовке к его успешной социализации, правильному выбору будущей профессии. Все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители осознают цели и задачи, разделяют ценности, определяющие содержание деятельности школы и последовательно их реализуют на каждом возрастном этапе.
  2. Принцип оптимального использования особенностей сформированности сущностных сфер каждого ученика при проектировании и организации образовательной деятельности учащихся на каждом возрастном этапе их развития.
  3. Принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за полученные промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения. Он предполагает постепенное увеличение времени активной самостоятельной работы учеников на уроках и во внеурочное время по мере приобретения ими предметных компетентностей, навыков самостоятельной работы, а также плавный переход от оценки эффективности самостоятельной работы, определяемой учителем, к самооценке, рефлексии, результативности работы, определяемой учеником. Данный принцип устанавливает, что по мере взросления учащихся каждый из них должен иметь свободу выбора в определении содержания предметных областей (согласно государственному стандарту, горизонтального обогащения, углубленного изучения); максимальный доступ к информационным образовательным ресурсам, имеющимся в образовательном пространстве школы; свободу выбора технологий, методов, форм и средств с учетом особенностей индивидуального образовательного профиля ученика, индивидуального темпа обучения.
  4. Принцип формирования устойчивой внутренней мотивации учащихся школы. Он предполагает, что для качественного обучения, воспитания и развития  всех категорий учащихся школы, необходима каждодневная кропотливая системная работа по формированию у учащихся устойчивой внутренней мотивации к процессу и результату их образовательной деятельности. Ибо недостаточная внутренняя мотивация или полное отсутствие ее порождает бездеятельность ученика. Этот принцип устанавливает ряд требований к организации образовательной деятельности в школе:
  • Знание педагогами и родителями задатков, способностей, склонностей, интересов, потребностей каждого учащегося школы;
  • Создание многоплановой, насыщенной образовательной среды;
  • Доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;
  • Высокая профессиональная компетентность членов педагогического коллектива;
  • Умение подобрать эффективные приемы, методы, средства мотивации к каждому ученику;
  • Соблюдение педагогами и родителями основных правил, норм педагогической этики при взаимодействии с учащимися, недопущение физического и психического насилия;
  1. Принцип комплексного психолого-педагогического сопровождения. Он предполагает, что в школе должна быть организована психолого-педагогическая служба, оказывающая регулярную помощь и поддержку всем категориям детей, обучающимся в школе, их родителям, педагогам в процессе их образовательной деятельности. Деятельность членов психолого-педагогической службы должна опираться на следующие подпринципы: опора на обучаемость и обученность ученика, учет и соблюдение личных образовательных, профессиональных интересов и планов учащихся, вариативность и гибкость обеспечения субъектной позиции ученика, непрерывность и системность к преемственности сопровождения образовательной деятельности.
  2. Принцип компетентностного подхода. Он предполагает, что организация образовательной деятельности, промежуточные и итоговые ее результаты должны опираться на выполнение ФГОС, четыре основных компонента каждой компетентности: мотивационной (я хочу это делать), знаниевой (я знаю, как это сделать), действенно-практической (я могу это сделать), морально-нравственной (это надо сделать).

Принцип культуросообразности. Он предполагает непрерывное, последовательное выполнение основных компонентов духовной культуры сельского школьника: вечных общечеловеческих ценностей, культурно-исторических ценностей Малой Родины, патриотизма и гражданственности, культуры труда, быта, общения сельского жителя.

4.4. Модель выпускника начального общего образования.

  1. I. Уровень обученности:
  2. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать – необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  3. Освоил общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов (например: информатика, иностранный язык и т.д.)
  4. Овладел соответственно возрасту основными видами универсальных учебных действий:

- регулятивными:

а) умением учиться и способностью к организации своей деятельности (принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности);

б) сформированности согласно возраста целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

- учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);

г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);

д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):

- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)

- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).

Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.

- учебно-информационными умениями:

а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;

в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.

- учебно-организационными умениями:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

г) рационально осуществлять домашнюю работу;

д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).

II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

  1. III. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;

г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.

  1. IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:
  1. Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.
  2. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).
  3. Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.
  4. уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.
  5. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.
  1. V. Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

4.5. Модель выпускника основной общеобразовательной школы

Уровень обученности; сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования:

  1. Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана
  2. Освоил на повышенном уровне сложности (или углубленном) учебные программы по предметам
  3. Освоил профессиограммы и психограммы пяти основных направлений классификации и систематизации профессий: человек-природа, человек-психика, человек-знаковая система, человек-человек, человек-художественный образ.
  4. Овладел следующими универсальными учебными действиями:

1) Регулятивными

  • Основами самостоятельного целеполагания как постановками учебных и жизненно важных задач при организации образовательной и других видов деятельности
  • Умениями и навыками планирования как определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составления развернутых планов и последовательности действий
  • Навыкам прогнозирования как предвосхищения результата своей образовательной и других видов самостоятельной деятельности
  • Навыками контроля и самоконтроля как сличение способа действия и его результата с заданным эталоном  с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • Коррекцией как внесением необходимых  дополнений и корректировок в план и способы действия в случае расхождения эталона, реального условия и его результата
  • Навыками оценки как  выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено, сделано, и что еще нужно усвоить, сделать, осознания качества и уровня освоения сделанного
  • Умениями саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

2) Познавательными универсальными действиями

А) общеучебными:

  • самостоятельным выделением и формулированием познавательной цели
  • поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
  • структурирования знаний
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности
  • смысловое чтение как осмысление  цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из просматриваемых текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-деловых стилей.
  • Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера
  • Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены  существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая)

Б) логическими универсальными действиями

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
  • Обобщение и систематизация
  • Подведение под понятие
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений
  • Доказательства
  • Выдвижение гипотез и их обоснование

3)      Коммуникативными действиями:

  • Умение слушать и вступать в диалог
  • Участие в коллективном обсуждении проблем
  • Интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми – планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов.
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • Управление поведением  партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • Соблюдение традиций, этикета.

4) Личностными действиями

А) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование

  • Сделал выбор познавательного профиля для обучения в старшем звене общеобразовательной школы или профессиональный выбор для обучения в среднем профессиональном учебном заведении
  • Сформирована положительная Я-концепция, устойчивая внутренняя мотивация к познавательной и другим жизненно необходимым видам деятельности
  • Заложены основы гражданской идентичности:

Когнитивного компонента

ü  Имеет исторические и географические представления о России, своей малой родине, ее достижениях, культурных традициях, представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знает государственные границы и символику (герб, гимн, флаг), государственные праздники.

ü  Знает основные права и обязанности гражданина, меру ответственности за последствия и поступки в пределах, определяемых нормами государства и общества

ü  Имеет представление об общекультурном наследии России, своей малой родины, традициях.

ü  Знает основные моральные нормы, нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты

ü  имеет чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю, культурные и исторические памятники

ü  обладает эмоционально-положительным принятием своей этической идентичности, уважает другие народы России, имеет межэтническую толерантность.

ü  Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпим к любым видам насилия.

ü  Уважает ценности семьи, обладает оптимизмом в восприятии мира.

Деятельностный компонент

ü  Участвует в пределах возрастных компетенций в школьном самоуправлении

ü  Выполняет нормы и требования школьной жизни, обязанности ученика

ü  Выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебной деятельности

ü  Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире, посещает театры, музеи и другие культурно-образовательные центры.

ü  Имеет реальную устойчивую самооценку о себе, своих качествах, возможностях, способностях, своем месте в мире

ü  Владеет личностной саморегуляцией, основанной на самооценке

Нравственно-этическая ориентация

ü  Следует моральным нормам и гордится этим, испытывает чувство стыда и вины при их нарушении

ü  Выполняет социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные  ситуации в быту и общественной жизни (школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, форм обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах общественной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности).

ü  Имеет индивидуальные предпочтения и приоритеты в организации собственной жизнедеятельности (следует индивидуальным суточным биоритмам, режиму дня, соблюдает и учитывает семейные правила, знает свои особенности восприятия, обработки и переработки информации, свои сильные качества и возможные пробелы)

ü  Имеет развитое чувство эмпатии и сопереживания, отзывчив, внимателен,  доброжелателен, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.

Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения

1)      Знание и соблюдение норм здорового образа жизни

2)      Знание и соблюдение правил личной гигиены

3)      Знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа

4)      Знание особенностей физического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма.

5)      Знание и владение основами физической культуры человека.

Уровень сформированности культуры личности

ü  Культура внешнего вида, одежды, жилища, рабочего места

ü  Экологической культуры

ü  Восприятие, понимание и использование ценностей  живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества для формирования чувств прекрасного, эстетических чувств.

4.6. Модель выпускника средней (полной) школы.

  1. I. Уровень обученности, сформированности ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности.
  1. Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана на уровне образовательных стандартов.
  2. Освоил на повышенном (углубленном) уровне сложности учебные программы по выбранным предметам.
  3. Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне способном обеспечить успешное обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.
  4. Овладел на уровне требований образовательного стандарта к выпускнику средней школы следующими универсальными учебными действиями:
  • Регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция и т.д.)
  • Познавательными (общеучебными, логическими, проблемно-творческими)
  • Коммуникативными (Умение слушать; вступать в диалог, полилог; строить продуктивное взаимодействие с участниками социума по различным проблемам; разрешать конфликты; управлять поведением партнера; владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).
  • Личностными:

-          Сформирована положительная «Я – концепция», устойчивая внутренняя мотивация к познавательной и другим жизненно-необходимым видам деятельности;

-          Имеет устойчивую, реальную самооценку своих качеств, возможностей, способностях, своем месте в мире;

-          Владеет личностной саморегуляцией, основанной на самооценке;

-          Выполняет моральные нормы, правила в отношении взрослых, сверстников, семьи;

-          Придерживается социальных стандартов поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (нормы поведения в общественных местах, нормы этикета в различных сферах общественной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности;

-          Имеет развитое чувство эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость, внимательность, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается;

-          Владеет когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной, деятельностной компонентами гражданской идентичности, содержание которой прописано в модели выпускника основной школы.

II.  Уровень ключевых компетентностей, связанных с физическим развитием и     сохранением здоровья

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения (опасности курения, алкоголизма, наркомании, правил дорожного движения, поведения на природе, оказание первой помощи при травмах и других ситуациях, соблюдение правил личной гигиены, знание особенностей физического развития своего организма, типа нервной системы, особенностей темперамента, сердечного биоритма, знание и владение основами физической культуры человека.

III. Уровень сформированности деятельностно – практических компетентностей, необходимых для жизнедятельности в условиях села.

-          Владение умениями и навыками по работе с деревом, металлом, строительными материалами, тканью, необходимых для сельской жизни;

-          Умеет обращаться с сельхозмашинами, ручными, механизированными орудиями труда, необходимыми при работе с землей, владеет другими видами сельского труда;

-          Владеет агротехническими навыками по уходу за сельскохозяйственными растениями, правилами ухода за животными.

IV. Уровень сформированности культуры.

-          Владеет культурой внешнего вида, одежды, домашнего быта, рабочего места;

-          Владеет нормами и правилами охранно-бережного отношения к природе, культурой сохранения здоровья;

-          Способен к восприятию, пониманию, наследованию ценностей народного изобразительного творчества, литературы, искусства, музыки, живописи;

-          Уважение к истории, традициям, нравам нашей страны, родного края.

Оставить комментарий